ФЭНДОМ

Обобщая суждения о функциональном назначении контроллинга в рамках представленных моделей, целесообразно выделить базовые функциональные роли:

  • организацию технологии планирования,
  • координацию информационной системы,
  • внутренний консалтинг руководства.

Контроллинг как организация технологии планирования не занимается вопросами принятия решений в области планирования, так как не несет ответственности за реализацию планов, но выполняет инициативную, координирующую и организующую функции. В процессе формирования стратегических планов контроллер выступает в большей степени как организатор, который должен уметь:

  • настраивать участников процесса стратегического планирования на творческий подход;
  • обобщать высказываемые мнения;
  • формулировать гипотезы и модели поведения, выработанные участниками совещания;
  • использовать на практике методы и приемы выработки и принятия коллективных решений.

В оперативном планировании от контроллера в большей степени умения координировать и организовывать действия лиц, ответственных за разработку и реализацию оперативных планов (руководителей среднего звена управления).

Контроллинг как координация информационной системы заключается в том, чтобы обеспечить эффективный обмен информацией внутри предприятия посредством корпоративной информационной системы; при этом цель функционирования корпоративной информационной системы заключается в предоставлении нужной информации, в нужное время, в достаточном объеме, в нужном месте и требуемого качества для разных пользователей в контексте областей функционирования и уровней управления предприятием.

Контроллинг как внутренний консалтинг руководства выполняет функции сервисных служб по внутренней консалтинговой поддержке руководителей в целях адекватного управления предприятием в условиях высокой неопределенности и динамичности внешней среды; причем основные клиенты контроллера – высшее руководство предприятия и его собственники. В функциональность контроллера входит:

  • консультационная помощь руководству по созданию системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов;
  • консультирование руководства по внутренним финансово-экономическим проблемам предприятия посредством достоверной и адекватно интерпретируемой системы показателей эффективности;
  • консультирование руководства предприятия и службы персонала по вопросам взаимоувязки системы премирования сотрудников с показателями эффективности деятельности предприятия.