ФЭНДОМ

Под институциональным оформлением контроллинга понимается адекватный качеству управления способ организации функций контроллинга в структуре хозяйствующего субъекта.

Определяя основные способы институционализации контроллинга, следует провести анализ национальных моделей контроллинга в контексте институционального оформления в системе управления хозяйствующего субъекта.

Институциональное оформление контроллинга с позиции национальных моделей контроллинга
Национальная модель контроллинга Институционализация контроллинга
Европейская модель управленческого учета Вспомогательные функции учетной службы
Европейская модель информационных систем Дополнительные функции службы информатизации
Европейская модель координации Специализированная служба
Европейская альтернативная модель Специализированная служба
Англо-саксонская (американская) модель Специальная служба во взаимодействии с менеджментом
Российская модель некоммерческого партнерства «Объединение контроллеров» Специальная служба в статусе внутреннего консалтинга

Интеграция функций контроллинга в функциональность основных отделов управления реализуется в европейских моделях управленческого учета и информационных систем и при реализации функции самоконтроллинга в рамках англо-саксонской модели. Штатное место контроллера или служба контроллинга предполагаются в других национальных моделях, где выделяются специальные функции контроллинга в виде специализированной службы, в зависимости от объема функциональности контроллинга и организационно-экономических факторов хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что вопрос институционализации контроллинга характерен англо-саксонской (американской) модели контроллинга.

Здесь вопрос ставится в плане создания специальных организационных подразделений, которые исключительно (или почти исключительно) занимались бы решением задач контроллинга. В отличие от самоконтроллинга (менеджеров) институционализация характеризуется тем, что функцию контроллинга выполняют контроллеры (внешний контроллинг). Это касается как области управления, так и его поддержки.

Для решения рефлексивной задачи при выполнении своей управленческой функции контроллинг должен учитывать цели предприятия более высокого порядка. При этом надо оценивать эффект решений в рамках различных управленческих функций относительно достижения указанных целей, чтобы получить возможность производить их необходимую корректировку с учетом отклонений. При реализации задачи рефлексии внешний контроллинг сталкивается с тремя методологическими проблемами:

  1. целевые системы на предприятиях, как правило, не создаются систематически;
  2. при реализации задачи рефлексии необходимо широко использовать качественные и количественные показатели для оценки выполнения поставленных целей;
  3. при оценке управленческих действий существуют проблемы учетного характера.

Эти проблемы можно лишь ограничить, но не решить полностью. Последнее имеет большие последствия для организации контроллинга на предприятии. «Внешний контроллинг», базирующийся на методологических компетенциях контроллеров, оказывается трудно осуществимым, а порой вообще невозможным из-за слишком бедного методологического репертуара.

Специализированные отделы контроллинга могут действовать лишь в узких областях задачи рефлексии. В полном объеме контроллинг можно реализовать только в виде «самоконтроллинга» на месте силами тех, кто непосредственно принимает решения. Только менеджеры обладают необходимым знанием дела и ситуации, чтобы справиться с задачей рефлексии. По этим соображениям контроллинг как управленческая функция мало пригоден для институционализации.

При институционализации контроллинга в форме, поддерживающей управление функции, следует учитывать следующие обстоятельства. Обработку информации могут делать в весьма ограниченном объеме сами менеджеры. Они располагают солидным знанием дела, но у них нет достаточных познаний в области соответствующей методологии. Путем создания штатных единиц в сфере контроллинга достигаются преимущества специализации, так как для обработки информации нужна именно методологическая компетенция. Однако получение связанной с рефлексией информации затруднительно, так как контроллеры вынуждены добывать ее у других.

Причины возникающих здесь проблем различны:

  • потенциальные информаторы могут не знать, какая информация релевантна контроллингу;
  • иногда отсутствует готовность источника передавать ценную информацию другой стороне.

Следовательно, необходимость получения информации от других ставит границы институционализации контроллинга и в качестве функции поддержки управления. Тем не менее в свете обязательности методологических познаний контроллеров в области обработки информации институционализация поддерживающей управление функции представляется необходимой с учетом указанного ограничения. Так, с позиции англо-саксонской (американской) модели, контроллинг как рефлексия решений является преимущественно задачей менеджера, а контроллинг как поддержка управления – прежде всего, задача контроллера.

Институционазация контроллинг

Вариации организационного оформления контроллинга в структуре хозяйствующего субъекта с позиции национальных моделей контроллинга

При оформление контроллинга без специализированных подразделений (должностей) функции контроллинга могут быть переданы подразделению (должностному лицу), ответственному за учет или информационную систему, то есть принимающему существенное участие в процессах информационного обеспечения на предприятии.

Другой вариацией организации контроллинга без создания специальных подразделений (должностей) является распределение задач контроллинга между всеми подразделениями, выполняющими руководящие функции (самоконтроллинг); при этом подходе отдельные менеджеры берут на себя выполнение задач контроллинга. В большинстве случаев институционализация контроллинга осуществляется путем создания самостоятельного подразделения (штатной должности). Организация подразделения контроллинга может реализоваться в виде штабных или линейных инстанций. Характерной чертой линейных инстанций является четкое урегулирование компетенций давать указания: нижестоящие линейные единицы в дисциплинарном плане подчиняются вышерасположенным подразделениям. Штабные инстанции не имеют по отношению к линейным подразделениям права принимать решения или давать указания; они служат для того, чтобы своей консультативной деятельностью, усилиями по подготовке решений и другими услугами уменьшить рабочую нагрузку на линейное подразделение, в состав которого они организационно входят.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики