Фэндом

Основные функции контроллинга

Наиболее известные национальные модели контроллинга: европейская (немецкая) и англо-саксонская (американская).

Модель контроллинга Функциональность Институционализация Инструментарий
Европейская (немецкая) модель контроллинга
Модель управленческого учета Вспомогательные контрольные и координационные задачи управления;прежде всего централизация и координация всех действий, связанных с управленческим учетом, планированием и контролем Вспомогательные функции учетной службы Учетные данные, методы планирования, учета, контроля
Модель информационных систем Информационная поддержка менеджмента с помощью целенаправленного подбора и обработки информации через централизацию и координацию ИС Службы информатизации Методы сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации
Модель координации Подсистема управления, которая координирует подсистемы менеджмента между собой и внутри подсистем;организационная функция по координации подсистем менеджмента Специализированная служба Методы координации субпланов, разделов бюджета с планами, независимых операций мониторинга и регулирования и т.п.
Альтернативная модель Метапринцип эффективного проектирования процессов менеджмента, создание предпосылок для планирования, координации и мониторинга согласования менеджерских действий;установление социальноорганизационной практики, направленной на взаимное урегулирование методов менеджмента Специализированная служба Производственные стандарты и другие инструменты стандартизации
Англо-саксонская (американская) модель
Контроллинг как функция управления Рефлексия решений, которые касаются других управленческих функций, и рефлексия выходящего за пределы той или иной функции и внутрифункционального согласования решений Менеджер (самоконтроллинг) Методы управленческого анализа
Контроллинг как функция по поддержке управления Подготовка и текущая актуализация информационной базы для выполнения управленческой функции Специальная служба, контроллер, обладающий ИТ-знаниями, во взаимодействии с менеджерами, целеполагающими информационную потребность ИТ-методы, методы моделирования предметной области и т.п.
Российская модель
Модель некоммерческого партнерста «Объединение контроллеров» Информационноаналитическая и методическая поддержка руководителей в процессе принятия решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия Служба в статусе внутреннего консалтинга Информационные системы, ИТ-методы, методы управленческого анализа

Европейская (немецкая) модель контроллинга базируется на управленческом подходе «Бизнес администрирование», принципиальной основой модели является координация менеджмента посредством менеджерской информации. Контроллинг понимается как инструмент или философия координирующего и управляющего менеджмента, который связан с областью управленческого учета и систем управления и мониторинга. В рамках подхода «Бизнес администрирование» существуют различные школы и подходы, среди которых различают модели контроллинга, развиваемые в рамках управленческого учета, информационных систем и систем менеджмента.

В модели управленческого учета контроллинг рассматривается как централизация и координация всех действий, связанных с управленческим учетом, планированием и управлением. При этом контроллинг функционально ориентирован на обеспечение прибыли и других монетарных (в денежном выражении) показателей успеха предприятия, несмотря на различия в целях хозяйственных областей и отдельных сотрудников («ориентированный на прибыль»);использует показатели успеха предприятия в денежном выражении и основывается на данных учетной системы («ограниченно ориентированный на информацию»). Контроллинг определяется как вспомогательные контрольные и координационные задачи управления на базе данных учета (Д. Шнейдер). В качестве основной и единственной сферы деятельности контроллинга рассматривается система учета -специфическая информационная система, которая позволяет руководству в любой момент времени получить необходимые для планирования и контроля количественные данные о деятельности хозяйствующего субъекта. Основными задачами контроллинга является централизация и переориентация в будущее всей системы учета, сконцентрированной на регистрации фактической информации прошлых периодов.

В модели информационных систем задачей контроллинга является поддержка менеджмента через централизацию и координацию всех информационных систем. При этом контроллинг охватывает всю целевую систему предприя-тия, то есть использует количественную и качественную информацию всех хозяйственных областей предприятия; функционально ориентирован на координацию получения и подготовки информации с потребностями в ней, то есть обеспечение руководства предприятия информацией для принятия решений. Контроллинг определяется как выходящий за рамки одной функции управленческий инструмент, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации (П. Прайсслер). Концентрация всей необходимой для принятия управленческих решений информации, а также деятельности по ее поиску и обработки позволяет существенно улучшить эффективность всего информационного процесса. Задачей контроллинга является концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления.

В модели координации (систем менеджмента) контроллинг определяется как организационная функция по координации всех субсистем системы менеджмента. При этом контроллинг рассматривается как инструмент системы управления в аспекте общих проблем принятия управленческих решений. Координационный подход базируется на различии между системой управления и системой исполнения: первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления, вторичная координация внутри управленческой системы, разбиваемой на ряд подсистем, относится к контроллингу. Под координацией понимается согласование отдельных решений в соответствии с общей целью; в планировании это координация субпланов, на стадии внедрения это координация разделов бюджета с планами, на стадии мониторинга и управления по обратной связи это координация независимых операций мониторинга и регулирования. В отношении объема координационной задачи контроллинга различают модель с ориентацией на планирование и контроль и модель с ориентацией на управленческую систему (в целом).

В модели контроллинга с ориентацией на планирование и контроль контроллинг функционально ориентирован на координацию планирования, контроля и информационного обеспечения по фазам управления (формулирование планов, внедрение планов, реализация и управление по обратной связи). Контроллинг как подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию; под системообразующей координацией понимается создание системных и процессных структур, которые способствуют согласованию задач, под системоувязывающей координацией - координационная деятельность, которая осуществляется в рамках определенной системной структуры для решений проблем и заключается в сохранении и адаптации информационных связей между подсистемами (П. Хорват).

В модели контроллинга с ориентацией на управленческую систему контроллинг функционально ориентирован на координацию всей управленческой системы для обеспечения целенаправленного руководства предприятием. Контроллинг как определенная функция внутри системы управления такого предприятия, которое координирует систему исполнения преимущественно с помощью планов; выполняемая контроллингом функция – координация, которая охватывает структуры всех управленческих подсистем, все процессы согласования между ними, а также координацию внутри самих подсистем (Ю. Вебер).

Помимо указанных традиционных моделей контроллинга, в рамках подхода «Бизнес администрирование» выделяют альтернативную модель контроллинга, которая основывается на эмпирических свидетельствах грубого отклонения практики менеджмента от теории менеджмента и определяет необходимость контроллинга как координирующей мета-функции внутри процесса менеджмента. Контроллинг понимается как мета-принцип эффективного проектирования процессов менеджмента; с этой точки зрения контроллинг не координирует менеджмент, а направляется на создание предпосылок для планирования, координации и мониторинга. При этом различают операционный и стратегический контекст контроллинга. В операционном контексте необходимость координации менеджеров связана с процессом гибкой и быстрой самокоординации, инициируемым изменениями в среде; инструменты операционного контроллинга – это многочисленные производственные стандарты и другие инструменты стандартизации и процедуры управленческого учета, которые формируют информацию, необходимую для формирования сигналов о потребности в самокоординации в рамках операционного менеджмента. Задачей стратегического контроллинга является забота об общем согласовании базовых допущений, положений миссии, стратегий и стратегических действий; главная задача контроллинга состоит в систематической локализации и распространении знаний; основными инструментами стратегического контроллинга должны быть учреждение, курирование и менеджмент стратегического менеджмента как места действия этих процессов взаимного согласования. Так, в рамках альтернативной модели контроллинг понимается как множество практических действий, нацеленных на согласование менеджерских действий; как установление социально-организационной практики, направленной на взаимное урегулирование методов менеджмента.

Англо-саксонская (американская) модель контроллинга базируется на понимании контроллинга как равноправной среди классических управленческих функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство и контроллинг). При этом контроллинг, с одной стороны, определяется как функция управления, с другой – как функция поддержки управления.

Контроллинг как функция управления заключается в рефлексии (рефлексия как отрешенно-критическая аналитическая деятельность) решений, которые касаются других управленческих функций, и рефлексии выходящего за пределы той или иной функции и внутрифункционального согласования этих решений. Рефлексия управленческих решений в рамках функции контроллинга из-за несовершенства целевых систем и показателей теряет необходимую и важную связь с целями предприятия более высокого порядка, поэтому специализированные отделы контроллинга могут действовать лишь в узких областях задачи рефлексии, а в полном объеме контроллинг можно реализовать только в виде «самоконтроллинга» силами менеджеров, которые непосредственно принимают решения и обладают необходимым знанием дела и ситуации в контексте задачи рефлексии. По этим причинам контроллинг как управленческая функция мало пригоден для отдельной институционализации.

Контроллинг как функция по поддержке управления вытекает из его управленческой функции; содержит подготовку и текущую актуализацию информационной базы для выполнения им функции управления. Согласно информационной функции, информационная база должна постоянно актуализироваться, что требует специальных знаний по обработке информации специальными отделами, однако необходимость получения информации от менеджеров ставит границы институционализации контроллинга и в качестве функции поддержки управления. Тем не менее в связи с обязательностью методологических познаний контроллеров в области обработки информации институционализация поддерживающей управление функции представляется необходимой с учетом указанного ограничения.

Представленные зарубежные модели контроллинга являются основополагающими при формировании отечественных моделей контроллинга. Одна из популярных отечественных моделей контроллинга развивается в рамках некоммерческого партнерства «Объединение контроллеров».

В общефилософском контексте контроллинг понимается как философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе. В функциональном контексте контроллинг определяется как ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. Контроллер выступает в роли внутреннего консультанта по вопросам экономики, организации и управления для руководителей предприятия всех функциональных сфер деятельности, а также системный координатор и интегратор бизнес-процессов. При этом руководитель отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений (центров ответственности), а контроллер – за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность предоставления достигнутых результатов. Контроллер на предприятии организует, координирует и поддерживает информационно процессы планирования, контроля и принятия решений, а также готовит комплексную отчетность по предприятию таким образом, чтобы руководители могли действовать эффективно и целенаправленно; конструирует информационную систему для обеспечения процесса управления предприятием, а также организует поставку необходимых данных и информации руководителям; разрабатывает (адаптирует) методы, методики и инструменты, позволяющие получить достоверное и прозрачное представление эффективности использования всех ресурсов на предприятии, а также интерпретировать полученные результаты с точки зрения достижения сформулированных целей и задач; формирует и развивает систему контроллинга на предприятии.

Представленные национальные модели контроллинга с выделением основных аспектов целесообразно систематизировать таблице. Основополагающей функциональностью контроллинга является повышение качества управления через информационно-технологические механизмы координации внутренних управленческих процессов. В зависимости от функциональных задач в моделях контроллинга определяются основной инструментарий и формы институционализации. Контроллинг представляет собой обратную связь в контуре управления за счет выбора организационного, математического, информационного и других видов обеспечения.

Регистрационная модель предполагает, что функции контроллера заключаются лишь в регистрации информации и предоставлении ее в виде отчетов для руководителя. По сути дела, речь идет о контроллере-регистраторе. Эта модель зародилась в начале 20-го века и активно развивалась до 30-х годов.

Модель «Управленческий учет» построена на системе управленческого учета и рассматривает контроллинг как совокупность организационных мероприятий по совершенствованию документооборота в рамкахуправленческого учета. Управленческий учет имеет ярко выраженный прикладной характер, требует инструментов и алгоритмов учета и распределения затрат. Таким образом, модель контроллинга оперирует многочисленными инструментами управления затратами, маржинального анализа, финансового управления. Появление учетно-аналитической модели в значительной мере связано с экономическим кризисом 30-х годов. Руководители предприятий осознали, что для управления, кроме регистрации данных, нужна аналитическая информация: что выгодно производить и продавать, а что убыточно, какие подразделения более эффективны, а какие – менее и т.п. Этот период характеризуется интенсивным развитием базового инструментария контроллинга для измерения затрат и результатов – управленческого учета.

Модель «Управленческая информационная система» (модель внутрифирменной интеграции) определяет приоритет управленческой информационной системы и основным функциональным назначением контроллинга определяет информационное обеспечение менеджмента. При этом информационная база принятия решений расширяется за счет функциональных областей, а уровень принятия решений приближается к стратегическому. Модель внутрифирменной интеграции формировалась в 70-е годы одновременно с развитием интегрированных автоматизированных системпланирования производства. В этот период представление о росте эффективности производства было связано не столько с ростом производительности на отдельных рабочих местах и затратами на продукт, а сколько с возможностью интегрировать производство, материально-техническое снабжение и сбыт. Позже речь шла об интеграции перечисленных выше сфер деятельности с исследованиями и разработками системы CAD&САМ. Функции и задачи контроллинга этого этапа развития концентрировались в основном на разработке и интеграции планов и бюджетов.

Модель «Планирование и контроль» базируется на основе школы научного управления, исследующей процесс управления с точки зрения процессов планирования, организации, контроля и мотивации; рассматривает контроллинг как координацию планирования и контроля посредством авторских методик согласования стратегического и оперативного планирования в области производственных задач.

Модель «Координация» (координационно-навигационная модель) обособляет координирующую роль контроллинга и определяет функцию контроллинга как координацию системы менеджмента для обеспечения действий, направленных на целевое управление. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающем обратную связь в контуре управления. Координационно-навигационная модель контроллинга начала свое активное становление ориентировочно в конце 80-х – начале 90-х годов. Как следует из названия, основными инструментами - измерителями контроллера являлись, так называемые, ключевые показатели результативности. Речь идет не только о расчете стратегических и оперативных показателей, но и, самое главное, об их балансировке. Суть заключается в том, что если правильно подобрать, измерить и сбалансировать стратегические и оперативные показатели деятельности предприятия, то тогда можно будет обеспечивать устойчивое и эффективное достижение поставленной цели. Таким образом, контроллинг представляет собой систему навигации для руководителя предприятия. Следует отметить, что сегодня эта модель контроллинга получила широкое распространение в индустриально-развитых странах и, несмотря на целый ряд трудностей, связанных с ее внедрением, дает хорошие практические результаты.

Модель «Управление управлением» опирается на системообразующую роль контроллинга и трактует контроллинг как систему управления достижением целей, то есть рассматривает его в качестве метамодели управления. Контроллинг представляется как метастандарт системы управления бизнес-процессами, при этом модель бизнес-процесса представляет собой контур саморегулирования (анализа результата?моделирование воздействия?воздействие).

Модель «Координация процесса принятия решений» характеризует контроллинг как функцию поддержки принятия управленческих решений, при этом особое внимание уделяется координации процесса принятия решения и деятельности лица, принимающего решение. В рамках данной модели предложен термин «рефлексивная структуризация», что представляет собой «описание специфических процессов организационного воспроизводства в рамках структурной модели» [12]. Контроллинг представляется как часть рефлексивной структуризации, а предметом контроллинга является менеджмент знаниями и информацией.

Модель стратегической навигации только формируется и пока не получила широкого применения. Суть заключается в том, что контроллинг большее внимание должен уделять стратегическому менеджменту. Ведь именно на стратегическом уровне закладываются основы (потенциалы) будущей эффективности предприятия. Таким образом, контроллер становится помощником (консультантом) руководителя в ходе формирования стратегических планов, а также решать задачи стратегического учета, контроля и анализа. Данная модель предполагает, что решения большинства оперативных задач контроллинга в ближайшей перспективе должны быть автоматизированы, а контроллеры сконцентрируют основное внимание на постановке и решении задач информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента. Другими словами, контроллинг должен создавать инструменты для численного измерения стратегических намерений и потенциалов.

Модель контроллинга, направленная на оптимизацию интересов заинтересованных лиц в рамках концепции Corporate Governance (под Corporate Governance понимают организацию управления и контроля на предприятии, обеспечивающую оптимальную балансировку интересов между всеми заинтересованными группами), проходит стадию становления. Суть ее заключается в том, что в современных условиях предприятия, особенно крупные, не могут ставить целевую задачу в виде оптимизации финансово-экономических параметров только лишь для самого предприятия, необходимо учитывать при этом интересы достаточно широкого круга заинтересованных лиц: государства, собственников, кредиторов, акционеров, своих работников, социальных и экологических институтов, местного сообщества и т.д. Появление данной модели контроллинга в конце ХХ – начале XXI века обусловлено процессом смены неоклассической парадигмы, где экономическая система рассматривается как совокупность физических и юридических лиц (агентов), действующих на рынке из собственных интересов (максимизация прибыли), на парадигму институциональной экономики, согласно которой действия агентов происходят на арене, заполненной большим количеством разнообразных институтов, имеющих свои интересы, нормы и правила поведения, в результате чего агенты должны не столько заниматься максимизацией прибыли, сколько пытаться сбалансировать свои интересы с интересами наиболее влиятельных институтов. Поэтому деятельность службы контроллинга как в постановке целевых задач, так и в интерпретации полученных результатов в большей степени должна быть ориентирована на внешних клиентов – заинтересованных лиц.

Россия

В силу многолетнего централизованного планового хозяйства корни контроллинга в России короткие. С 1991 по 1995 г. контроллинг если и был, то понимался как учет затрат и результатов. С этого периода до 1998 г. им занимались банки. С 1998 г. сферу контроллинга должны были активизировать промышленные предприятия. В этот период предприятия вынуждены были осваивать современные методы менеджмента, планирования и бюджетирования. С 2000 г. контроллер уже не только готовит и предоставляет данные и информацию, но и активно как партнер участвует в ее интерпретации.

Развитие контроллинга в России было поддержано программой Европейского Союза «Программа содействия и технической поддержки новых независимых государств бывшего Советского Союза и Монголии» (ТАСИС). С 2001 г. эта программа способствовала ускорению реформации российского учета, и в результате были созданы предпосылки для российской системы управленческого учета и контроллинга, признанной во всем мире.

Российская модель контроллинга — информационно-аналитическая и методическая система поддержки менеджмента в планировании, контроле, анализе и поиске решений. Кроме того, в задачи контроллеров входят координация и интеграция отдельных подразделений предприятия и сотрудников для достижения целей. Российские контроллеры наряду с вышеназванными функциями имеют дело с годовыми финансовыми отчетами по российским или международным стандартам.

Япония

Несколько обособлено стоит модель контроллинга в Японии. Заимствованные идеи и подходы контроллинга из США были приспособлены к локальным потребностям и представлениям о ценностях. Из этой комбинации возникли новые методы, отличающиеся от западных подходов. Японский контроллинг ориентирован не на отдельные предприятия, а на группы предприятий или даже на все общество.

Примечательно, что акцент в Японии делается на будущем, работе на опережение. Контроллинг распространяется дальше отдельных сфер деятельности предприятия, близок к производству и затрагивает участвующих в производстве лиц, чтобы в коллективном действии определить значимые цели. Контроллеры в Японии имеют универсальное образование и многолетний опыт через ротацию работы на предприятии.

Также на Фэндоме

Случайная вики